Чтобы не выдумывать тем, которые читателей не очень интересуют, я на своей странице во “ВКонтакте” попросил назвать сюжеты, по которым было бы интересно прочитать мое мнение. Среди предложенных вариантов попробую ответить на вопрос Ирины Поповой из новосибирской организации “Профрадиоэлектрона”: когда Россия и Украина (Запад) заключат перемирие и на каких условиях, или СВО: близок ли конец?
Сразу скажу: ответа не знает никто. События могут опровергнуть любые предположения. Пока все выглядит следующим образом.
Перемирие - или мир - возможно только после того, как одна из сторон претерпит ущерб, уровень которого она сочтет неприемлемым. Либо в результате смены власти.
Смена власти гораздо более вероятна на Украине. Разговоры про Россию, что ее-де толкают чуть ли не к революции или перевороту, и ссылки на февраль 1917 года - в пользу оппозиционных бедных. Сравнивать крестьянское (в большинстве своем) общество России начала ХХ века, прежний высший свет, буржуазию, претендующую на власть, и Россию сегодняшнюю можно только по единственной позиции - уровень социального расслоения и распределения общественного богатства. Уровень, на мой взгляд, позорный. Но в остальном, ситуация-1917 и ситуация-2022 - это “две большие разницы”. Потребовалось три года войны (не спецоперации) и полная моральная дискредитация царствовавшего дома Романовых (включая самодискредитацию), чтобы на железнодорожной станции Дно в вагон к императору зашли не солдаты и матросы, а депутаты Госдумы с командующими войсками и предложили “сдать эскадрон”.
Что касается ущерба. Здесь также ситуация разная.
Дело в том, что, на мой взгляд, руководство Украины не является самостоятельным субъектом. И в этом смысле вопрос продления боевых действий или готовность к переговорам у Украины зависит от позиции США. А не от числа жертв среди военных или мирного населения.
В США же на сегодня и демократы, и республиканцы сходятся в одном - в требованиях пересмотра нынешних границ России. Это требование не может быть исполнено, оно не будет принято ни гражданами России, ни политическим руководством. А значит, боевые действия продолжатся. Возможно, интенсифицируются - что сейчас и происходит. Поставки западного вооружения не прекратятся, поэтому уничтожение части энергетической инфраструктуры Украины, которое происходит сейчас, - это очередная попытка (не затрагивая ГЭС и АЭС) оказать косвенное (не боевое) влияние на развитие ситуации, на экономическое положение (а значит, и мнение) украинского общества. И если оценивать боевые действия как сочетание борьбы армий, вооружений и экономик, то экономический потенциал России, конечно, выше, и на дистанции это должно проявиться.
На мой взгляд, российское общество не оказалось расколото процессом мобилизации. Другое дело, что сейчас у нас в обществе выросло поколение “снежинок”, которое как катастрофу воспринимает отключение интернета, а как абсолютную ценность - сохранение человеческой жизни во что бы то ни стало, ценой любых жертв и сдачи любых позиций. (При таком подходе герои предыдущих поколений, жертвовавшие собой, воспринимаются как лузеры и примитивы.)
К сожалению, боевые действия продолжатся. К сожалению, гибель военных и мирных жителей не завершится. Несмотря на то, что любые предсказания сейчас - это только повод потом их припомнить и предъявить некомпетентному автору, скажу: по моему мнению, прекращение или заморозка СВО состоится в течение полугода.
Александр Шершуков,
главный редактор газеты «Солидарность»
|