С 1 июля 2017 года пациентам больниц и поликлиник начали выдавать электронные листки нетрудоспособности. Выдача электронных больничных листов, их заполнение регулируются несколькими нормативными актами:
-Федеральный закон № 86-ФЗ от 01.05.2017 о внесении изменений в отдельные правовые документы, запустивший эту систему в действие (повсеместно).
-Федеральный закон № 255-ФЗ от 29.12.2006 – основной закон о страховании сотрудников на случай нетрудоспособности, беременности и родов. Услуге по выдаче больничных в электронном виде посвящена статья 13.
-Постановление Правительства РФ № 1567 от 16.12.2017, утвердившее инструкцию взаимодействия между страхователем (работодателем), страховщиком (ФСС) и медучреждением.
Несмотря на то, что оформление электронных больничных – законодательно разрешенная медицинская госуслуга, выписать их врач сможет только при выполнении трех обязательных условий:
-Медицинское учреждение подключилось к специальной информационной системе по выдаче электронных листков нетрудоспособности.
-Работодатель сотрудника заключил соглашение с ФСС об информационном взаимодействии.
-Пациент оформил и подписал согласие о выдаче цифрового документа.
Таким образом, у работника есть возможность выбирать, в какой форме ему предоставят больничный лист. Необходимо предварительно уточнить, готов ли работодатель принять новый формат, сделать это можно непосредственно у работодателя. В том случае, если пациенту выдали электронный больничный, а позже выяснилось, что работодатель не может принять его, так не зарегистрировался на официальном ведомственном сайте ФСС и открыл там личный кабинет, медицинское учреждение аннулирует действие отправленной формы и выдает бумажный бланк.
Для сотрудника (пациента) предусмотрена следующая схема действий в процедуре получения электронного больничного:
-дать письменное согласие на заполнение больничного в электронной форме;
-получить от медперсонала номер больничного листа;
-сообщить номер больничного работодателю.
Работодателям для получения доступа к электронным листам нетрудоспособности необходимо:
1. Заключить соглашение с ФСС о взаимодействии. Оформить соглашение можно только на бумаге. Форма документа есть на сайте fss.ru в разделе Типовые формы документов.
2. Проверить электронную подпись. У организаций есть подписи, которыми они визируют электронную отчетность в налоговую и другие органы. Сертификат оформляют на руководителя. Убедитесь, что можете использовать подпись для работы с электронными больничными. Проверить подпись можно самостоятельно. Для этого откройте браузер Internet-Explorer. В пункте меню «Сервис» нажмите «Свойства браузера». Откроется новое окно. Далее нажмите «Содержание» > «Сертификаты» и выберите сертификат подписи, который надо проверить. Левой кнопкой мыши откройте его. На вкладке "Состав" выберите "Показать <все>" и найдите поле "Субъект". Если в открытом окне показаны ОГРН и регистрационный номер ФСС, подпись подходит. Если у организации еще нет подписи, то оформите ее в любом удостоверяющем центре. Список таких центров есть на minsvyaz.ru.
3. Получить доступ к кабинету страхователя на cabinets.fss.ru. В сервис можно попасть, если руководитель зарегистрировал организацию на портале gosuslugi.ru. Если у организации еще нет учетной записи на портале госуслуг, ее надо сделать, иначе воспользоваться сервисом фонда не получится. После этого в личный кабинет страхователя на сайте ФСС руководитель сможет войти по своему логину и паролю для портала госуслуг.
4.Для входа в кабинет страхователя надо подтвердить усиленную квалифицированную подпись. Для этого установите на компьютер программу ЭЦП Browser plug-in. Когда будете заходить в кабинет страхователя, сервис попросит выбрать подпись. Если на рабочем месте установили единственную подпись, программа не будет предлагать выбор.
5. В личном кабинете на портале на странице «Доступ к системам» https://esia.gosuslugi.ru/profile/org/perms_grp.xhtml выбираете:
-Организация — «ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ»;
-система — «Личный кабинет страхователя»;
-группы — «Руководитель» (или «Бухгалтер», или «Специалист службы поддержки», или «Специалист по страховых случаям»).
В окне вводите ФИО сотрудника, которому необходимо предоставить права, и нажимаете на кнопку «Добавить».
После того, как осуществлен вход в личный кабинет страхователя, по номеру листа нетрудоспособности и номеру СНИЛС самого работника запрашиваются данные о больничном в ФСС. Чтобы информация высветилась на экране, необходимо щелкнуть по кнопке «ПОЛУЧИТЬ ЛН». Работодатель получает доступ к электронному больничному листу сотрудника только после того, как документ будет закрыт медицинской организацией. Полученный лист нетрудоспособности можно распечатать. Электронный больничный лист содержит точно такие же поля, как и бумажный. После того, как бухгалтер произведет все необходимые расчеты, больничный лист заполняется работодателе в личном кабинете. Для этого в программе имеется вкладка «Заполняется работодателем». Порядок заполнения электронных листов нетрудоспособности ничем не отличается от порядка заполнения бумажных листов. Все данные о расчетах уходят в ФСС автоматически после сохранения изменений работодателем.
Осуществить корректировки в электронном документе легче, чем в бумажном аналоге. Для этого необходимо внести требуемые изменения в записи работодателя, указать их причину, подписать документ, повторно отправить его в ФСС.
Анастасия Чернышова,
руководитель группы заработной платы
филиала Центральной бухгалтерии
Управления образования Первомайского района
|