Работа профсоюза, его структур складывается из множества дел, и, как правило, планируется заранее. Иначе в этом множестве вопросов и проблем, которые мы пытаемся решить, можно просто утонуть, не решив до конца ни один и ни одну из них. При всем при этом нужно понимать, что все мы живем в условиях реальности, и эта реальность часто подкидывает нам такие задачи, что в плавное, спланированное заранее, течение наших профсоюзных будней, когда мы знаем, что, например, в рамках решения вопросов социального партнерства нам нужно сделать «то-то» и «то-то», а по вопросам охраны труда мы должны выехать «туда-то» и еще сделать кучу дел и т.д., приходиться вносить коренные перемены. И это новое вдруг становится на сегодняшний день самым архиактуальным и все плановые вопросы отходят на второй или даже на третий план.
Примерно так получилось с нашими планами в текущем году. Мы планомерно и методично, на уровне в первую очередь переговоров с социальным партнером – Министерством образования и науки УР решали вопросы, связанные с льготами работников, с проблемами в оплате труда, с льготными пенсиями, вопросы соцпартнерства и т.д. Но, вдруг, как гром среди ясного неба, 14 июня председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев объявляет о возможном повышении пенсионного возраста для мужчин на 5, а для женщин на 8 лет. При этом заявление премьера уже было облечено в форму проекта закона, который должен был вступить в силу с 1 января 2019 года.
Работающий народ был ошеломлен и одной из первых реакций многих членов нашего профсоюза стали обращения к профсоюзным лидерам. При этом люди обращались в профсоюз как в организованную структуру, которая как бы и создана именно для таких случаев – случаев, когда достаточно беспардонно нарушаются права работников. И здесь надо признать, что противопоставить тому напору, с которым правительство и парламент принялись за воплощение в жизнь указанного законопроекта, единый мощный отпор по всей стране профсоюз не смог. Сегодня известен результат – закон принят, пусть и с оговорками, но возраст выхода на пенсию всем категориям работников увеличен.
Единственное, что мы можем сказать, это то, что на своем месте мы постарались сделать все, что было в наших силах. Это были и повсеместные собрания в коллективах, где люди выступали с категорическим несогласием с предлагаемыми изменениями, и сбор подписей под обращениями в разные инстанции, публичные массовые акции: пикет, организованный республиканской организацией профсоюза работников образования и науки на Центральной площади Ижевска 12 июля, собравший почти 200 человек и, наконец, организованный Федерацией профсоюзов УР общереспубликанский митинг 4 сентября, участниками которого стали более 2000 человек. Данный митинг по информации газеты «Солидарность» явился чуть ли не самым массовым в РФ.
Ко времени проведения митинга уже стало ясно, что первоначальный вариант законопроекта встретил массовое непонимание населения и пусть и в не очень жестких формах, но все же достаточно массовый протест и что, скорее всего он будет скорректирован. Но до принятия закона во втором чтении (первый его вариант в наиболее жесткой форме был принят Госдумой РФ еще в начале июля) еще было достаточно времени и президиум нашей республиканской организации принял решение сделать еще одну попытку повлиять на депутатов Госдумы, организовав сбор подписей под обращением к ним. Основной акцент этого обращения был сделан не только на недопущении повышения пенсионного возраста всем работникам, но и сохранении существующего сегодня льготного пенсионного стажа педагогов. Кампания по сбору подписей в образовательных организациях стала быстро набирать обороты до тех пор, пока не столкнулась с административными запретами. Тем не менее, мы успели собрать свыше 10 тысяч подписей и обращения с подписями были отправлены в адрес депутатов Госдумы, представляющих республику.
Что получилось в итоге? Итогом всей нашей работы стало сегодня то, что закон был принят с поправками, формально внесенными Президентом РФ. Профсоюзные эксперты считают, что право педагогов на досрочную трудовую пенсию по истечении 25 лет стажа необходимо было сохранять, так как это важнейшая мотивационная составляющая условий труда педагогических работников.
Анализируя действия профсоюзов на данном примере, мы можем сделать вывод о том, что, к сожалению, по разным причинам массовых протестных действий не получилось. Очень сильно на веру людей отстаивать свои права повлияло телеобращение Владимира Путина, в котором были предложены смягчающие меры. Это мы можем сказать на основе мнений нашего профактива, хотя некоторые из нас решительно настроены и по сей день. Мы будем делать выводы, и извлекать уроки из того, что произошло. Профсоюзы продолжают свою работу и также, как и в прошедшие десятилетия, будут стоять на страже прав и гарантий работников. Будем надеяться на то, что с принятием изменений в пенсионное законодательство, окончательная точка в нем не поставлена, в том числе – в вопросах сохранения права выхода педагогов на досрочную трудовую пенсии по истечении 25 лет педстажа.
Владимир Векшин,
председатель УРО
Общероссийского профсоюза образования
|