29 апреля на очередном заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (по ВКС) рассматривались вопросы, касающиеся оптимизации тарифов страховых взносов; совершенствования механизма назначения и выплаты социальных пенсий; исполнения в 2021 году бюджетов федеральных внебюджетных фондов (пенсионного, социального страхования и обязательного медицинского страхования); защиты трудовых прав работников в части увольнения, объявления простоя, невыплаты заработной платы и расчета при увольнении; ситуации на рынке труда и ряд других.
В процессе обсуждения вопросов повестки заседания Координатор профсоюзной стороны, Председатель ФНПР Михаил Шмаков, внес существенные предложения в проект решения Комиссии.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ
Профсоюзная сторона посчитала необходимым предложить Министерству труда и социальной защиты РФ предоставить информацию о распределении единого совокупного тарифа по видам обязательного социального страхования в процентных пунктах с учетом дифференцированных ставок тарифов до величины предельной взносооблагаемой базы и сверх нее.
Было предложено провести консультации с социальными партнерами по вопросу определения критериев эффективности управления средствами страховых взносов на финансирование, во-первых, накопительной пенсии, во-вторых - резерва по обязательному пенсионному страхованию Федеральным казначейством.
При обсуждении проекта федерального закона «Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2021 год» Михаил Шмаков указал на проблемы, связанные с тем, что «в законопроекте отсутствуют пояснения по образованию дефицита бюджета и источникам его покрытия; не представлены данные о численности работников, за которых уплачены страховые взносы, их составе в зависимости от полной/частичной занятости и льгот работодателям; закладываемая в проект динамика снижения коэффициента замещения пенсий утраченного заработка, вновь ставит вопрос о перспективах реализации долгосрочной Стратегии развития пенсионной системы до 2030 года; коэффициент замещения пенсий утраченного заработка, который снизился с 33% в 2020 г. до 30% в 2021 г., не соответствует минимальным нормам Конвенции МОТ № 102».
Профлидер обратил внимание членов РТК на «перекрестное финансирование, которое надо изживать: продолжается практика по финансированию расходов по обязательному социальному страхованию (ОСС) на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством из доходов по ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Вопрос «Об обеспечении в существующих условиях защиты трудовых прав работников в части увольнения, объявления простоя, невыплаты заработной платы и расчета при увольнении» вызвал активную дискуссию в связи с мораторием на проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий, введенным в 2022 году правительственным постановлением №336.
Профсоюзная сторона заявила «о необходимости рассмотрения Минэкономразвития России совместно с Минтрудом и Рострудом вопроса о внесении в Трудовой кодекс РФ (и, при необходимости, в Закон № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации») изменений, восстанавливающих особенности осуществления надзора в сфере труда (ранее закрепленные статьей 360 ТК РФ), в части отнесения к угрозе причинения вреда жизни и здоровью граждан фактов невыплаты работникам заработной платы; необеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты; допуска к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение, инструктажи, стажировки на рабочем месте, медицинские осмотры, психиатрические освидетельствования, а также не представления или нарушения порядка представления гарантий и компенсаций работникам за работу во вредных или опасных условиях труда, позволяющих Роструду проводить внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия по перечисленным основаниям, свидетельствующим о наличии угрозы причинения вреда жизни и здоровью, незамедлительно с извещением органа прокуратуры».
Шел острый обмен мнениями о препятствовании со стороны органов прокуратуры профсоюзному контролю за условиями и охраной труда, которым нередко пользуются нерадивые работодатели, ущемляя трудовые права работников.
Предложения и замечания профсоюзной стороны в основном были поддержаны Координатором стороны работодателей, Президентом РСПП Александром Шохиным.
НЕ ТРЕБУЕТ ОТЛАГАТЕЛЬСТВ
Выступая в разделе «разное», Михаил Шмаков поднял следующие вопросы:
- о мерах поддержки объектов инфраструктуры детского отдыха в связи с проведением специальной военной операции на Украине – об установлении для всех регионов, принимающих участие в размещении в летних лагерях и санаториях эвакуированных жителей Донецкой и Луганской народных республик, общего порядка финансирования мероприятий по организациях детского летнего отдыха и оздоровления, имея в виду: сохранение статуса здравниц, возмещение амортизационных, эксплуатационных расходов за время проживания эвакуированных; затраты на проживание, питание, медицинское обслуживание, зарплату персонала, а также компенсацию упущенной выгоды для недопущения разорения здравниц.
- о проекте федерального закона «О внешней администрации по управлению организацией» - о введении внешнего управления в организациях, которые решили уйти с российского рынка после начала санкций. Данный законопроект затрагивает, в том числе, права и законные интересы работников. В связи с этим профсоюзная сторона РТК считает целесообразным сделать запрос в Госдуму о предоставлении материалов по проекту федерального закона и вынести его на обсуждение в рамках РТК.
- об увеличении заработной платы гражданского персонала «силовых ведомств» (МВД, ФСИН, Росгвардия) и работников Росгидрометцентра, не подпадающих под майские указы Президента и получающих крайне низкую заработную плату - индексация заработной платы данных работников не обеспечивает повышение её покупательной способности.
- о рассмотрении предложений Правительства Российской Федерации по повышению МРОТ и прожиточного минимума на РТК, касающихся исполнения «до 20 апреля текущего года» соответствующего поручения Президента - предложения Правительства в этой связи до сих пор не представлены в РТК (в соответствии со статьёй 35.1 Трудового кодекса РФ подобные предложения должны быть разработаны и обсуждены с участием РТК).
- о проекте федерального закона «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)» - в соответствии с решением РТК от 28 января т.г. Минэкономразвития России было поручено провести в 2-недельный срок совещание с социальными партнерами в части согласования основных принципов учёта в составе регулируемых цен (тарифов) затрат, обусловленных социально-трудовыми отношениями и положениями соглашений в сфере социального партнерства. Профсоюзная сторона РТК по запросу Минэкономразвития России (от 17 февраля т.г.) направила для проведения совещания свою позицию по данному законопроекту. До настоящего времени совещание не проведено.
- о включении представителей объединений профсоюзов и объединений работодателей в состав межведомственных штабов (комиссий, рабочих групп) в субъектах Российской Федерации в целях оперативного решения вопросов в сфере занятости населения - в сформированные в 76 субъектах РФ межведомственные штабы (комиссии, рабочие группы).
Председатель ФНПР призвал социальных партнеров «придать динамизм решению неотложных вопросов в социально-трудовой сфере» для скорейшего преодоления трудностей и санкционных преград в социально-экономическом развитии страны, восстановления рынка труда, уровня заработной платы трудящихся, успешного завершения специальной военной операции на Украине.
Профсоюзная сторона сообщила о внесении изменения в состав профсоюзной стороны РТК. Из неё выведен Валерий Селитринников и введён Олег Соколов, секретарь ФНПР, руководитель Департамента социально-трудовых отношений и социального партнёрства Аппарата ФНПР.
Координатор РТК, вице-премьер Татьяна Голикова заверила, что поставленные профсоюзами вопросы будут рассмотрены в рамках РТК. Она рассказала о многогранной оперативной работе правительства на кризисном этапе жизни страны, выразила твердую уверенность в преодолении временных трудностей и преград.
|