В Государственную инспекцию труда в УР часто поступают вопросы относительно порядка применения п.1.3. Постановления Верховного Совета РСФСР от 1 ноября 1990 г. № 298/3-1 «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе» (далее - Постановление), которым установлена 36-часовая рабочая неделя для женщин, работающих в сельской местности (если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена иными законодательными актами).
Как регулируется законом?
Нормативные правовые акты бывшего Союза ССР применяются в настоящее время, в порядке, предусмотренном ст. 423 Трудового Кодекса РФ, т.е. в случае если они не противоречат Трудовому Кодексу РФ.
Положение п.1.3. Постановления является дополнительной гарантией для женщин на селе и применяется постольку, поскольку не противоречит Трудовому кодексу РФ. При этом заработная плата выплачивается женщине в том же размере, что и при полной продолжительности еженедельной работы (40 часов).
Сокращение продолжительности рабочего времени для женщин в сельской местности – обязанность работодателя, а не его право.
Как применяется на практике?
Один из работодателей Удмуртии, не согласившись с требованием Государственной инспекции труда в УР о сокращении продолжительности рабочей недели для женщин, обратился в суд с доводами о несоответствии предписания положениям законов и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Организация отказывалась признавать, что ее местонахождением является сельская местность и считала, что гарантии, предусмотренные Постановлением, распространяются только на женщин, трудовая деятельность которых связана с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что предписание об устранении нарушений трудового законодательства вынесено в соответствии с предоставленной государственной инспекции труда компетенцией. Организация расположена в сельской местности, в связи с чем, на неё распространяется обязанность по установлению сокращенной продолжительности рабочего времени для женщин.
С указанными выводами районного суда согласился и суд апелляционной инстанции.
Дело дошло до Президиума Верховного суда Удмуртской Республики, где состоявшиеся судебные постановления оставлены без изменения, предписание оставлено в силе.
Елена Блинова,
гл. специалист-эксперт
Госинспекции по труду в УР
|