21 декабря состоялось рабочее совещание с председателями Координационных Советов профсоюзных организации муниципальных образований Удмуртии. Председатель Федерации профсоюзов УР Сергей Шерстобит представил своим коллегам нового координатора Воткинского района - Любовь Кузнецову.
Председатели КС в ходе совещания были ознакомлены с информацией о работе регионального отделения Всероссийской политической партии "Союз труда", о необходимости создания первичных профсоюзных организаций в различных отраслях экономики в городах и районах, предоставлении данных о составах территориальных трёхсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, обучении профсоюзного актива на базе Учебного центра профсоюзов УР.
Ключевым вопросом повестки дня стал доклад председателя Федерации профсоюзов УР Сергея Шерстобита «О задачах профсоюзов республики в текущих социально-экономических условиях». Сегодня мы публикуем наиболее важные моменты его выступления.
«Экономическая ситуация в Удмуртской республике характеризуется следующим. В январе-октябре 2016 года сохранялась положительная динамика в производстве промышленной продукции. Индекс промышленного производства составил 106,6% к уровню прошлого года, в том числе по обрабатывающим производствам – 124,4%.
Но такой рост показателей характерен не для всех предприятий. Особенно в сложной ситуации оказались коллективы машиностроителей, не имеющие государственного заказа. С января по апрель 2016 года в режиме неполной занятости работал коллектив АО «Ижметмаш», во втором полугодии в такой ситуации приходится работать части коллектива ОАО «Ижнефтемаш». Снижение объемов производства на данном предприятии, кстати, впервые за все годы кризиса повлияло на уровень заработной платы. По отношению к 1 полугодию, средняя заработная плата уменьшилась на 3000 рублей.
В текущем году до 5 млн. рублей доходил долг по заработной плате на ООО «Сарапульское предприятие «Промтехника». И это при 190 человек работающих на заводе. В настоящее время появились миллионные долги по зарплате на ООО «Завод РТО», численность работников на данном предприятии в 2016 году сократилась по отношению к 2015 году на 20%. И это все происходит из-за проводимой неэффективной финансово-экономической политики Правительства РФ. Предприятия реального сектора экономики до сих пор не могут фактически получать доступные кредиты, а банки пухнут от денег.
Как сообщается в обзоре Центробанка России, если в январе – сентябре 2015 года банки заработали 127 млрд. рублей прибыли, то за 9 месяцев 2016 года общая сумма прибыли составила уже 635 млрд.рублей, то есть увеличилась в пять раз.
Номинальные денежные доходы, полученные населением республики в январе-сентябре 2016 года в среднем на одного жителя в месяц составили 23699 рублей. Реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) уменьшились на 13,5% по сравнению с сентябрем 2015 года.
В сочетании с традиционной установкой бизнеса сокращать «издержки труда» - все это привело к существенному снижению полной занятости и уровня жизни населения.
На предприятиях, в организациях, которые испытывают последствия экономического кризиса, профсоюзным комитетам совместно с администрацией необходимо всеми возможными способами сдерживать ситуацию с увольнением работников. Профсоюзам следует продолжать добиваться:
- неукоснительного исполнения Трудового кодекса РФ в отношении работников при проведении оптимизации в организациях;
- разработки и выполнения мероприятий по выходу из кризиса, чтобы не полностью занятые работники не пополнили ряды безработных;
- оплаты работникам 2/3 среднемесячного заработка, в случае простоя по вине работодателя.
Не будет преувеличением сказать, что за последние два года произошло дальнейшее обнищание населения. В Удмуртии по состоянию на 1 января 2016 года 240 тыс. человек, а это 16% населения, имеют доходы ниже 10 тысяч рублей.
Задолженность по заработной плате в республике с июня по октябрь увеличилась с 15 до 23 млн. рублей.
По прогнозу Минэкономразвития экономика страны сможет восстановиться до уровня 2014 года лишь к 2018г., при этом доходы населения вернуться на докризисный уровень только к 2020 году.
На прошедшем IX съезде ФНПР в феврале 2015 года принята Программа «Достойный труд – основа благосостояния человека и развития страны», которая определила перспективные задачи в работе профсоюзов, в том числе - установление заработной платы в России на достойном уровне. Пока по факту она такова: по России в августе составила 35405 рублей, в Удмуртской Республике - 25909 рублей. Но это средняя зарплата.
Сейчас в Госдуму внесен законопроект, которым предлагается другой механизм повышения заработной платы работникам. Ссылаясь на зарубежный опыт, где давно установлены почасовая оплата труда и ее регулярная индексация, предлагают установить минимальную зарплату по России не ниже ста рублей в час. В этом случае, при полноценном рабочем дне и сорокачасовой неделе человек должен будет зарабатывать не менее 17600 рублей в месяц. Напомню, сейчас МРОТ составляет 7500 рублей.
По рекомендации Международной организации труда за час работы должны платить минимум три доллара - это около 200 рублей (а не 100, как предлагается).
Для сведения: меньше всего в Европейском Союзе платят в Болгарии – 3,7 евро в час, в Румынии – 4,4 евро. Больше всего в Швеции – 39 евро.
ФНПР считает, что в данное время, принятие такой нормы оплаты труда приведет к тому, что работодатели будут вынуждать людей работать в режиме неполного рабочего времени. В то же время нагрузки на работников резко возрастут. Реалии таковы, что работники под угрозой увольнения и сложностью достойного трудоустройства будут вынуждены либо соглашаться на неполный рабочий день, а в случае проверок подтверждать свою фиктивную частичную занятость перед контролирующими органами.
Нам необходимо уже сейчас четко обозначить свою позицию по данному предложению и быть готовыми к обсуждению, если данный законопроект начнут рассматривать в Госдуме.
В нашей республике проблемы с оплатой труда аналогичны с трудностями, характерными для всей страны. Это и отсутствие индексации заработной платы, недостаточно высокая гарантированная часть заработной платы, большая дифференциация по аналогичным должностям в различных отраслях экономики, огромный разрыв в зарплате руководящего состава от основного персонала и т.д.
Профсоюзные органы должны более активно работать по данному направлению несмотря на все трудности. В качестве примера можно привести работу Удмуртской республиканской организации Профсоюза работников здравоохранения. В январе текущего года при её непосредственном участии произошло изменение структуры заработной платы медработников Удмуртской Республики, позволившее увеличить долю окладной части с 24 до 55%. К сожалению, одновременно с этим снизился размер выплат стимулирующего и компенсационного характера, установленных в процентах к окладу. Проведенный рескомом профсоюза мониторинг показал, что по отдельным категориям работников имеются факты снижения заработной платы в сравнении с 2015 годом.
Сейчас надо добиваться увеличения финансирования отрасли, дифференциации заработной платы среднего и младшего медицинского персонала, приведения в соответствие с действующим Трудовым кодексом РФ методики расчета доплаты до уровня заработной платы, исчисленной по состоянию на 31.12.2015 года, унификации принципов исчисления выплат стимулирующего характера.
Примерно такие же сегодня проблемы и финансовая ситуация в других бюджетных отраслях. В связи с этим Федерация профсоюзов обратилась к Председателям Правительства и Госсовета УР с просьбой предусмотреть в бюджете на 2017 год средства для обеспечения достижения показателей уровня заработной платы в целях реализации Указов Президента РФ.
Переговоры и работа в трехсторонних комиссиях являются наиболее часто используемыми инструментами в деятельности профсоюзов. Согласно решения Генерального Совета ФНПР мы обратились к социальным партнерам с предложением проводить заседания республиканской трехсторонней комиссии один раз в два месяца, вместо одного раза в квартал. Пока возражает сторона работодателей. Но мы продолжаем вести переговоры.
Несколько слов о реализации еще одного значимого организационного вопроса. В процессе подготовки и проведения последней отчетно-выборной кампании, выполняя решения VIII (внеочередного) и IX съездов, профсоюзы, входящие в ФНПР такие, как Оборонпроф, Роспрофмаш, профсоюз работников автомобильного и сельхозмашиностроения, профАвиа, радиоэлектронной промышленности, работников судостроения, работников судостроения, судоремонта и морской техники и другие прорабатывали вопрос о деятельности в структуре будущего единого профсоюза «Российский профсоюз работников промышленности».
В результате, после годовых переговоров по объединению, на сегодня продолжают работу в этом направлении только три первых названных профсоюза. Объединительный съезд планируется провести в апреле будущего года. В последний момент к объединению присоединился еще Российский профсоюз работников текстильной и легкой промышленности, от которого, кроме названия, практически нечего не осталось.
У нас в республике также имеются профсоюзные организации, численность которых стремится к нулю. Кроме объективного фактора – уменьшения количества работающих, этому способствует и субъективный - слабая работа профсоюзных органов и актива. Нельзя сказать, что у профсоюзов очень много механизмов воздействия, но мы слабо используем те, что имеются.
Считаю, что для достижения положительного результата многим из нас надо работать более вдумчиво и настойчиво».
|