В ЕС вводят регулирование отношений работников и онлайн-платформ
Совет ЕС и Европарламент согласовали законопроект, который, с одной стороны, позволит лучше защищать права работников онлайн-платформ (таких как таксисты и работники служб доставки), а с другой — позволит бороться с фиктивной самозанятостью. Документ разграничит самозанятость и традиционные трудовые отношения, предоставив перешедшим на них работникам право на оплачиваемый отпуск, больничный и пенсионное страхование. Европейский опыт регулирования в этой сфере может быть в перспективе применен и в РФ. Пока разработка российского законопроекта о платформенной занятости затягивается — по мнению экспертов, и из-за отсутствия интереса работодателей.
В ближайшие месяцы часть самозанятых в Евросоюзе сможет переквалифицировать свои отношения с онлайн-платформами, с помощью которых они находят заказы, в трудовые. Это станет возможным благодаря законопроекту, согласованному Советом ЕС и Европарламентом (документу еще предстоит получить финальное одобрение этих органов).
Проект позволит провести границу между «настоящими» и «фиктивными» самозанятыми — теми, кто на самом деле находится в трудовых отношениях с какой-либо компанией.
При наличии «фактов, указывающих на контроль и управление» работником со стороны работодателя, его отношения с платформой автоматически будут признаны трудовыми, и самой платформе придется доказывать, что речь идет о самозанятости. Инициировать переквалификацию сможет и сам работник — при признании его отношений с платформой трудовыми он получит право претендовать на оплачиваемый отпуск, больничный, пенсионное страхование, страхование от аварий и гарантированную минимальную оплату труда. Кроме того, самозанятый, выполняющий работу для онлайн-платформы, не сможет быть уволен или отстранен от нее по решению алгоритма или автоматизированной системы — «человеческий контроль» в таких случаях будет обязательным.
Сейчас, по оценкам Еврокомиссии, в ЕС с помощью более чем 500 цифровых платформ работают около 30 млн работников, большая часть оказывает транспортные услуги или доставляет готовую еду. При этом более половины (55%) из них зарабатывают с помощью платформ меньше минимальной зарплаты в их странах. После внедрения нового подхода к разграничению самозанятости и традиционных трудовых отношений из первой категории во вторую, по оценке Совета ЕС, к 2025 году смогут перейти 5,5 млн человек.
Европейский опыт регулирования платформенной занятости в перспективе может быть востребован и в России — по оценкам ФНС, число самозанятых в стране сейчас составляет свыше 9 млн. При этом, по оценкам Центра стратегических разработок, для большинства из них эта деятельность стала единственным источником заработка (79%), и поэтому большей частью они исключены из системы социального и пенсионного страхования.
Ранее в правительстве заявляли, что весной этого года Госдума может принять законопроект, который, по аналогии с документом ЕС, зафиксирует различия между платформенной и традиционной занятостью. Однако, как считает источник "Ъ" в РСПП, пока «неочевидно, что профсоюзы и работодатели смогут согласовать хоть какую-то версию документа». Из-за разногласий, напомним, нормы о платформах не вошли в итоговую версию принятого в 2023 году нового закона о занятости.
«Платформенную занятость вполне можно отличить от обычной по нескольким критериям,— говорит член Совета Конфедерации труда России Павел Кудюкин.— Конечно, если вы репетитор и принимаете заказы на уроки от разных людей, а платформа регулирует только размер своей комиссии — это платформенная занятость. Если же она регулирует ваш график, объем заработка и так далее, речь идет о полноценных трудовых отношениях». Впрочем, по его словам, промедление с разработкой закона о платформенной занятости вряд ли связано с невозможностью выработать определения — процесс могут тормозить сами работодатели, которым выгодно отсутствие регулирования.
Улучшению условий труда платформенных работников как в ЕС, так и в России может поспособствовать и дефицит кадров. В странах ЕС, по оценкам МОТ, нехватка рабочих рук наблюдается в сферах производства, строительства и IT. Трудности с привлечением кадров также будут испытывать сектор ухода за пожилыми, розница и транспорт. В РФ же, по оценкам ЦМАКП, число незанятых рабочих мест сейчас превышает число экономически активного населения уже на несколько миллионов.
Совет ЕС и Европарламент согласовали законопроект, который, с одной стороны, позволит лучше защищать права работников онлайн-платформ (таких как таксисты и работники служб доставки), а с другой — позволит бороться с фиктивной самозанятостью. Документ разграничит самозанятость и традиционные трудовые отношения, предоставив перешедшим на них работникам право на оплачиваемый отпуск, больничный и пенсионное страхование. Европейский опыт регулирования в этой сфере может быть в перспективе применен и в РФ. Пока разработка российского законопроекта о платформенной занятости затягивается — по мнению экспертов, и из-за отсутствия интереса работодателей.
|