18 апреля в Ижевске состоялся Круглый стол по волнующему всех жителей республики вопросу — корректировке платы за отопление. В работе Круглого стола приняли участие представители Министерства строительства, ЖКХ и энергетики УР, Государственной жилищной инспекции УР, Администрации города Ижевска, Федерации профсоюзов УР, ресурсоснабжающих организаций, прессы.
Жители Удмуртии получили этой весной платёжки за коммунальные услуги, в которых сумма за теплоснабжение отличалась от обычной. По данным поставщиков тепла, для 37% жителей корректировка платежей была произведена в сторону уменьшения, 63% она была увеличена. Для некоторых граждан суммы перерасчёта оказались довольно значительными — по несколько тысяч рублей. Естественно, такой удар по кошельку вызвал возмущение многих потребителей. Некоторые из них стали обращаться в надзорные органы.
«В Ижевске мы получили более четырёхсот обращений, - сообщил начальник Государственной жилищной инспекции УР Марат Исмагилов, - Они касались разъяснения порядка начислений. Каких-либо математических ошибок в расчётах теплоснабжающих организаций выявлено не было». Таким образом получается, что суммы в мартовских платёжках указаны верные.
Но возникает вопрос, из каких средств должны оплачивать граждане эту неприятную неожиданность?! Таких расходов никто заранее не планировал. В таком случае, особенно тем, кому пришли астрономические суммы, энергетики предлагают рассрочку платежа части корректировки в течение 6 месяцев.
Почему же такой перерасчёт произошёл? Эксперты объясняют это тем, что процедура производится при учёте данных за предыдущий год, то есть при начислении платежей в 2017 году учитываются данные 2016 года, в котором отопительный сезон был более продолжительным, а зима холодной. Расчёт же в настоящее время в большинстве домов Удмуртии производится по средним показателям по причине того, что не все жители и управляющие компании предоставляют в теплоснабжающие организации данные приборов учёта. Поэтому энергетики были обязаны проверить, насколько расчеты совпали с действительно потребленным объемом тепла и произвести корректировку.
Однако существует другой способ начисления платы за эту услугу - только в отопительный сезон за фактическое потребление. Чтобы на него перейти, в рамках общественного опроса население должно принять большинством голосов такое решение. Попытки это сделать предпринимались. Последняя — в августе 2017 года. Результаты опроса, в котором приняло участие менее 1400 человек, не были восприняты органами государственной власти как убедительные, хотя тогда за переход на систему оплаты «по факту» проголосовало 65 % опрошенных. В любом случае, как объяснил Марат Исмагилов, в соответствии с законодательством выбор способа жителям необходимо сделать до 1 октября 2018 года. В какой форме проводить этот опрос — решать органам местного самоуправления. А уже с 1 октября 2019 года — этот способ будет действовать. Оплата «по факту», конечно, более понятна потребителю — будет видно, сколько ему поступает тепла и за что он платит. Но и она имеет свои «минусы». Если сейчас собственник платит за отопление равными частями все 12 месяцев года, то в данном случае платить придётся только в соответствующий сезон, но уже большими суммами.
|